Перейти к содержанию

Про бюджетную установку звука в автомобиль Мазда3.


Рекомендуемые сообщения

Про бюджетную установку звука в автомобиль Мазда3.

 

Не мог не разместить этот материал здесь, так как в свое время я начинал дорабатывать свою машинку именно по информации отсюда и еще раз большое спасибо AndreMalone, благодаря именно ему я был сподвигнут на написание всяких отчетов по доработкам. <!-- s:-) --><!-- s:-) -->

 

Сейчас вашему вниманию будет предложен один из вариантов установки бюджетного звука с использованием доработанного штатного головного устройства автомобиля Мазда3.

 

Подобная доработка применима и может использоваться для любого автомобильного штатного и нештатного головного устройства (магнитолы, СД ресивера и т.д.), то есть устройства в котором есть встроенный усилитель мощности на микросхеме(ах), практически в любом автомобиле.

 

Чтобы была понятна суть доработки головного устройства вначале немного теории.

 

Выходные усилители практического большинства автомобильных магнитол выполнены на микросхемах от различных производителей, например типа: TDA2005, TDA7566, TDA7375A,

TDA7376B, TA8261H, TA8210AH, TA8276H, AN7190NK и т.д и т.п.

У выходных усилителей разнятся количество встроенных усилителей (как правило или 2 или 4), выходные мощности, коэффициент нелинейных искажений и т.д. На качество звука

в первую очередь, конечно, влияет коэффициент нелинейных искажений – эти параметр как бы говорит о том, насколько будет искажен сигнал при прохождении через усилитель.

Как известно, чем меньше этот параметр - тем будет в результате лучше звук. Нормальные автомобильные усилители имеют искажения на уровне от 0,007 до 0,1%, еще как-то приемлемым считаются искажения усилителя до 1 процента, ну а если искажений больше 10% - то это уже не звук, а полный отстой.

У встроенных усилителей в головные устройства в некоторых экземплярах вообще искажения меньше 1% просто не бывает, так уже заложено производителем, и обычно при максимальной мощности искажения достигают 10%. Как правило, чем выше класс магнитолы, тем производитель применяет усилители с меньшими искажениями на максимальной мощности. Например, в ДА6500 установлен усилитель ТДА8571, который при напряжении 13,7 вольт при выходной мощности 20 Вт искажает звук всего на 0,5%.

Таким образом, у разных магнитол и соответственно встроенных усилителей - разный потенциал насчет уменьшения искажения, но в любом случае ниже излагаемая доработка позволит сделать звук на выходе ГУ гораздо лучше. Есть еще конечно сложные варианты штатных головных устройств, где выходной усилитель полностью контролируется по шине I2C BUS и там не все так просто с доработками, но сейчас не об этом.

Не вдаваясь в подробности схемотехнического внутреннего построения усилителей, рассмотрим причины, по которым автомагнитолы со встроенными усилителями не могут в штатном режиме обеспечить качественный звук на примере усилителя ТА8263BH, который стоит в штатном головном устройстве Мазда3 (Даташит усилителя).

 

Сначала смотрим на технические характеристики усилителя ТА8263BH:

При напряжении 13,2 вольта на частоте 1 кГц максимальная средняя мощность составляет 24 Вт при искажениях 10% !!!!!

 

Производитель в технических характеристиках обычно приводит этот параметр на частоте 1 кГц.

 

Рассмотрим график зависимости ТНД (коэффициент нелинейных искажений) от выходной мощности при разных питающих напряжениях. Как правило, выходные усилители имеют рабочий диапазон питающего напряжения в пределах 9-18 вольт.

 

75245572.jpg

 

Смотрим на график и видим, что чем выше питающее напряжение, тем большую мощность выдает усилитель при минимальных искажениях. Зеленой линией я примерно нарисовал искажения при 18 вольтах. Мы видим, что при питающем напряжении 18 вольт - мощности в 24 Вт усилитель достигает с искажениями не более 0,1%, а не 10% при питании 13,2 вольта.

 

Теперь посмотрим на график зависимости ТНД выходной мощности на разных частотах.

 

75246909.jpg

 

И тут мы видим, что на самом деле еще хуже – чем выше частота звукового сигнала, тем больше искажений.

Этим в принципе объясняются именно те самые страшные хрипы, которые мы слышим при мощности уже больше двадцати делений.

Это не динамики хрипят – это мы слышим, как звуковой сигнал искажает именно усилитель мощности. Плюс, конечно, свой посильный вклад добавляют искажения просто откровенно слабые стоковые широкополосные динамики.

 

 

Напоследок просто посмотрим на график зависимости ТНД (искажений) от частоты при различной выходной мощности и разных питающих напряжениях.

 

75245536.jpg

 

Синим и красным цветом обозначены искажения, которые есть на самом деле в штатном режиме работы головного устройства.

 

Как сразу видно при питании 18 вольтами искажения такие, как и при пяти ватах и питании 13,2 вольта!

 

Вывод из всего вышеизложенного напрашивается один – стоит только выходной усилитель запитать напряжением 16-18 вольт, и усилитель значительно меньше будет искажать звук.

 

Вопрос – как и где в автомобиле найти напряжение 16-18 вольт?

Другого варианта, как применяемого во всех автомобильных усилителях способа – повысить напряжение с помощью преобразователя ДС-ДС лучше сейчас не придумаешь.

В автомобильных усилителях напряжение повышают с помощью ДС-ДС до 24-50 и в очень мощных даже до 70 вольт. Нам так много не надо – достаточно будет и 16-18 вольт. Можно, конечно такой преобразователь сделать и самому, например на монолитном преобразователе ДС-ДС типа L4970A, себестоимость преобразователя получается в пределах 25-30 у.е., но стоит ли этим заниматься, когда есть другие варианты.

Я предлагаю более простой вариант – использовать для этого универсальные ДС-ДС блоки питания для ноутбуков (далее БП). Нужно выбрать такой БП мощностью 120-150 Вт, в котором регулируется выходное напряжение от 15 до 24 вольт и выдаваемый ток при напряжении 20 вольт достигает 6-7 ампер. Стоимость таких БП колеблется в пределах 30-60 у.е.

В описываемой доработке был использован Универсальный преобразователь ДС-ДС для ноутбуков, произведенный польской фирмы ComOh типа URZ1122, который при выходном напряжении 20 вольт выдает ток 6 ампер. Подобный блок питания производят еще много разных фирм под разными именами и маркировками. Естественно можно использовать БП ДС-ДС и других фирм-производителей.

 

75245610.jpg

 

75245607.jpg

 

Преобразование бортового напряжения 12 вольт в более высокое в таких БП происходит на частотах от 400 до 600 кГц, КПД данных блоков питания достигает 85-90%,. Таким образом, на максимальной мощности БП будет рассеивать на себе всего 15-20 Вт мощности, что позволяет даже встраивать его непосредственно внутрь головного устройства.

Кстати, производители магнитол в свое время (примерно в 2000-2001 году) начали выпускать некоторые модели головных устройств, где на входной усилитель подавалось именно повышенное напряжение с помощью ДС-ДС (как в автомобильных усилителях). Сейчас этими преобразователями балуется, например Alpine, Clarion и др. которые в нескольких своих топовых моделях использует выносные преобразователи напряжения (DC/DC-конвертора) с двухполярными выходными напряжениями плюс минус 15 вольт, которыми запитываются ресиверы (например CDA-9855R, HX-D2 и т.д.), так что я совсем в этом вопросе не оригинален.

Хотя для себя первый вариант такого головного устройства с внешним ДС-ДС я сделал еще в 1992 году на базе какой-то магнитолы Блаупункта. Там выходной усилитель еще был вообще на дискретах, а напряжение я ему давал в 24 вольта. Вместо 12 ват я получил 20!

На Бехе, наверное, все работает до сих пор.

 

Теперь о конкретной доработке головного устройства Мазда3.

 

Концепция одного из вариантов установки бюджетного звука с использованием штатного головного устройства Мазда3:

 

1. Дорабатываем ГУ, повышаем напряжение, обезшумливаем передние двери, устанавливаем двухкомпонентную акустику, выставляем сцену, миды запитываем от фронтальных каналов, твитера запитываем от тыловых каналов. Кросоверы для этого разъединяем и вешаем их отдельно на каждый динамик.

2. При таком варианте построения звука нам не нужна максимальная мощность во все 4 каналах, нам достаточна максимальной мощности на миды по 20 Вт и на твитера – 10-12 Вт.

3. Динамики желательно применять с более высокой чувствительностью – от 91 Дб и выше.

4. Поэтому вполне можно обойтись 120 Вт блоком питания, который при напряжении 18 вольт может выдать 6 ампер.

5. Естественно, если кто захочет запитать все динамики по полной - и тыл и фронт, необходимо использовать БП мощностью 150 Вт и ставить его на 16 вольт.

6. Так как при повышении напряжении питания усилитель будет выдавать больше мощности необходимо уменьшать сигнал с АП на усилитель. По графикам видно, что при повышении питающего напряжения до 18 вольт выходная мощность при одном и том же входном сигнале возрастает в два раза, поэтому входной сигнал тоже надо уменьшать в 1,5-2 раза. В противном случае или БП будет вставать в защиту или выходной усилитель перегреется и встанет в защиту, плюс опять будут большие искажения звука.

В голове синенькие переменные резисторы были выставлены примерно в 3/4.

Регулируем примерно так, чтобы на максимальной громкости на самом громкой музыке слегка начинали прослушиваться нелинейные искажения.

 

Теперь непосредственно о работе по установке звука с фотками:

 

1. Разбираем головное устройство. Попалось ГУ еще с кассетным проигрывателем, номер его 14794058, хотя плата точно такая-же как и 14794008.

 

75246045.jpg

 

От кассетника избавляемся, так как предусматривается установка Хкарлинка для проигрывания МР3. Для интереса предлагаю решить одну задачку - чем отличается передняя панель от наших – или найди 17 отличий. :)

 

75246007.jpg

 

И посмотреть, что представляет собой кассетник:

 

75246684.jpg

 

2. Выравниваем АЧХ и другие работы по мелочи (перечень работ):

 

Еще раз повторяю примерную схему прохождения аудиосигнала в штатной голове.

 

75245523.jpg

 

и фотка платы вокруг АП:

 

75245710.jpg

 

1. Заменяем С256 на 100 мкФ.

2. Выпаиваем R281и R282 (убираем тонкомпенсацию по высоким)

3. Заменяем С245 и С246 на 4,7 нФ.

4. Меняем С235, 236, 227, 228 на 10 мкФ.

5. Переходные С229 и С230 меняем на 4,7 мкФ.

6. Меняем С251 и С252 на 4,7 мкФ.

7. Заменяем С231 и С232 на 120 нФ.

8. Заменяем С403 и С404 на 3,3 нФ.

9. заменяем С255 на 47 нФ.

10. Устанавливаем на входе питания +12 вольт отсутствующие конденсаторы С542 и С560 примерно в пределах 20-100 нФ

 

3. Схема подключения ДС-ДС.

 

75329327.jpg

 

4. Изготавливаем и устанавливаем делитель сигнала между АП и усилителем.

 

75245666.jpg

 

75245780.jpg

 

75246314.jpg

 

 

Выход с делителя на тыловые каналы подключаем как можно ближе к усилителю (выпаиваем 2 перемычки и туда подпаиваемся). Это нужно сделать обязательно, так как обнаружился косяк платы по разводке дорожек. Получается, что дорожки, которые идут после АП после конденсаторов к выходному усилителю ловят помехи от цифровой шины (особенно тыловые каналы). Помеха слышна в твитерах в виде тихого (не зависит от регулятора громкости) "улюлюканья" цифровой шины, особенно когда работает СД привод.

 

75596941.jpg

 

Делаем дополнительные дырки в защитном кожухе головы:

 

75245705.jpg

 

5. Устанавливаем блок питания (ДС-ДС), реле, предохранитель на 7,5А, в случае если с БП проходят наводки на усилитель перед конденсаторами устанавливаем дроссель (например от старого импульсного компьютерного блока питания, ищите там дроссель диаметром 20 миллиметров с одножильным проводом диаметром 1,5 мм, витков 20-25 на тороидальном сердечнике). Реле использовал обыкновенное автомобильное, вместе со стандартной фишкой к нему с проводами и диодом.

 

75246109.jpg

 

Держатель для предохранителя тоже обыкновенный автомобильный.

 

Установка ДС-ДС, реле и предохранителя в подвале головы:

 

75246272.jpg

 

75246430.jpg

 

Вывод проводов и точки подсоединения (около усилителя убираем маленькую перемычку):

 

75246490.jpg

 

75245811.jpg

 

75246824.jpg

 

75246562.jpg

 

Конденсаторы 2*10000 мкФ на двухстороннем скотче прилепил к задней стороне СД механизма.

 

75245958.jpg

 

75246629.jpg

 

Вот так все выглядит в сборе.

 

75246023.jpg

 

75246024.jpg

 

Естественно все это испытываем дома.

 

75246022.jpg

 

75246026.jpg

 

6. Меняем подвод к головному устройству в машине проводом на большее сечение и подсоединяемся сразу к толстому плюсу после 40 А предохранителей через предохранитель 10-15 А в держателе:

 

75596434.jpg

 

75596323.jpg

 

Заодно фотка как установлен Хкарлинк, а шнурок USB выведен в подстаканник между сиденьями:

 

75596405.jpg

 

7. Замена грилей в дверях.

 

75596498.jpg

 

8. Минимальная обесшумка передних дверей изнутри битумным Стандартпластом и каучуковым саму карту двери.

 

75596228.jpg

 

9. Изготовление подиумов и установка мидов в передние двери. Использовались компоненты Хеликс Блю 62.1. Штатный кросовер был раздеребанен и использован в разобранном виде.

Катушка кросовера 0,33 мН разместилась непосредственно в двери, конденсатор на 3,3 мкФ припаян в непосредственной близости от твитера.

 

75596481.jpg

 

75596295.jpg

 

10. Установка твитеров в обшивку передних стоек и далее их поворачиваем на себя для создания сцены.

 

75596462.jpg

 

75596506.jpg

 

Сумма бюджета складывается из доработки головного устройства+стоимость БП+

обесшумка передних дверей и доработка грилей+стоимость динамиков и в результате может не привысить 500 у.е. Если бы я делал себе сам, то это обошлось бы максимум в 250 у.е.!

Дополнительно (это не входит в стоимость бюджтеной установки звука) был установлен Хкарлинк.

Ясно что это не идеальный вариант установки звука с которым можно участвовать а автозвуковых соревнованиях, но как для бюджетного звук получается очень приличный.

Но звук действительно в корне отличается от штатного и стоит где-то на грани почти к хайфаю.

Данной доработкой я преследовал цель, как при минимальных затратах получить максимально хороший звук и только.

Что в результате получилось:

Есть сцена, низкие частоты отрабатываются без искажений, верхи звучат приятно, в салоне нет никаких провалов и горбов. Звук получился честным на все 500 у.е до последней копеечки. И учитывая среднестатистическое качество инсталляций во всем мире, можно с полной уверенность сказать что звук получается на все 1000 у.е. <!-- s:P --><!-- s:P -->

В дальнейшем можно спокойно через высоковольтный вход от фронтов-мидов подсоединять или усилитель+пассивнй саб или активный саб. Будет еще лучше. :)

Естественно возможны разные варианты установки БП – его спокойно можно установить и снаружи головного устройства, применить другие динамики и т.д.

Кстати такой вариант тоже сделан и успешно работает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Вопросик такой вот простенький есть. К штатному динамику приходят два провода(собсна по другому и не могла быть ), белый и серый, кто из них плюс а кто минус?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется никто и не читал

 

+1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
  • 4 месяца спустя...
  • 3 месяца спустя...
Вопросик такой вот простенький есть. К штатному динамику приходят два провода(собсна по другому и не могла быть ), белый и серый, кто из них плюс а кто минус?

Вчера менял динамики в задних дверях.

"+" - провод с сиреневой полосой

Определял просто: подрубил к снятым штатным динамикам батарейку на 1,5В. При правильном подключении дифузор отклоняется наружу; при неправильном - внутрь. Старый добрый и простой метод.

ps: буду делать по схеме автора! потом отпишусь

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...
Мне кажется никто и не читал <!-- s:D --><!-- s:D -->

 

+1 <!-- s:lol: --><!-- s:lol: --> <!-- s:lol: --><!-- s:lol: --> <!-- s:lol: --><!-- s:lol: --> <!-- s:wink: --><!-- s:wink: -->

+1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 месяцев спустя...

сильно но не проще ли выпаять линейные выхода и кинуть нормальный усилок(у меня как раз 2-ч канальный AUDIO SISTEM с принуд. охлаждением под бардачок)/ Ну есстесно можно и 4-х и 5-ти канальные.Просто если фронт играет достойно то я иногда и саб выключал.А включать паяльник на 3 дня и вспоминать как паял в молодости ЛЕНИНГРАД-2 а заодно что нибудь закоротить ---не хоцца.И не каждому дано . НО---СИЛЬНО!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...
  • 4 месяца спустя...
осилил, это очень круто, но нефига не понятно )))

+1 :)

 

тоже осилил. спасибо огромное конечно, НО мало кто из нас справится с такой адской работой!!!!

 

Y065HP96.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Я осилил, но ниче не понял)

Я хочу подключить усилитель и саб, но в мазда3 нет линейных выходов (не проверял, на форуме пишут) сам боюсь лезть......

Кто может распаять (голову линейные выходы) и настроить все за денужку (не космос) напишите мне в личку плиз!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я осилил, но ниче не понял)

Я хочу подключить усилитель и саб, но в мазда3 нет линейных выходов (не проверял, на форуме пишут) сам боюсь лезть......

Кто может распаять (голову линейные выходы) и настроить все за денужку (не космос) напишите мне в личку плиз!

Тебе сюда:

Два варианта исполнения, просто улучшение АЧХ и распайка линейников

http://mazda3.ru/board/index.php?showtopic...0&start=150

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...